Пятница, 17.05.2024, 14:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Попова Галина Григорьевна - учитель начальных классов

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Как блины на стол пришли
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Белгорода» «Как блины на стол пришли» Музейный урок на масляной неделе Подготовила учитель начальных классов Попова Галина Григорьевна 2015год Тема: Как блины на стол пришли. ЦЕЛЬ: расширить кругозор детей. ЗАДАЧИ: - рассказать об этапах выращивания хлеба (посев, уход, уборка, хранение) - познакомить с орудиями труда русских крестьян, необходимых при выращивании хлеба. - способствовать приобщению детей к возрождению утерянной русской традиции - праздновать Масленицу. Оформление напоминает русскую избу: на стенах вышитые рушники, на передней стене – изображение русской печки, рядом – ухват, кочерга; поодаль – прялка, стол с утварью, вдоль стен – «лавки» (скамьи), на полу – домотканый коврик. Дети в русских народных костюмах, в руках у девочек рукоделие, у мальчиков русские народные музыкальные инструменты: балалайка, ложки, трещетки, рубель. Ведущая в народном костюме села Теребрено, Краснояружского района, Белгородской области. ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте гости, дорогие! Собрались мы сегодня праздник старорусский вспомнить, порадоваться веселью наших предков, позабавиться, как наши деды забавлялись на Масленицу. ( слайд 2) МАСЛЕНИЦА – сырная неделя справляется за 7 недель до Пасхи. Ждали её всегда с нетерпением. У нас на Белгородчине за неделю уже были готовы запасы сыра, масла, сметаны. Всех, кто возвращался в деревню из поездки, спрашивали:- «Не везёшь ли Масленицу?» Вся неделя именовалась честная, широкая, боярыня-масленица. Дети в ожидании смотрят в окна. Слышатся возгласы: «Скоро ли?» «Не торопится» 1-я девочка выходит за дверь, «во двор», и тут же возвращается, ведя за собою гостей. Два мальчика несут Масленицу – соломенная кукла в синей шубе, белом платке, в лаптях. Усаживают на приготовленную скамейку. 1-я девочка разводит руки широким жестом, указывает на Масленицу: Ой, да Масленица на двор въезжает. Широкая на двор въезжает. А мы девушки её состречаем! А мы красные её состречаем. 2-я девочка, пританцовывая, кланяясь: Ой, да, Масленица, погостюй недельку. Ой, да, Масленица, погостюй другую! 3-я девочка подходит к Масленице, кланяется: Дорога наша гостья Масленица, Авдотьюшка Изотьевна, Дуня белая, Дуня румяная, Коса длинная, триаршинная, Лента алая, двуполтинная, Платок беленький, новомодненький 4-я девочка: Брови черные наведенные, Шуба синяя, ластки красные, Лапти частые, головастые, Портянки белые, набеленные! 5-я девочка: Масленице Широкорожая Масленица! Мы тобою хвалимся! На горах катаемся, Блинами объедаемся! 6-я девочка с караваем в руках, обращаясь к Масленице Масленица – кривошейка, Состречаем тебя хорошенько, С блинцами, С каравайцами, С вареничками! Дети выстраиваются в круг. Исполняется русская народная попевка «А мы Масленицу устречали». Дети идут по кругу, исполняя руками движения в такт мелодии. Одна девочка исполняет роль Масленицы в кругу. А мы Масленицу устречали, Устречали, лёли, устречали. Мы сыр с масельцем починали Починали, лёли, починали. Мы блинками гору устилали, Устилали, лёли, устилали. Сверху масельцем поливали, Поливали, душа, поливали. Как от сыра гора крута. Гора крута, лёли, гора крута. А от масла гора ясна Гора ясна, лёли, гора ясна. 1-й мальчик: Масленица - кривошейка, Покатай нас хорошенько! 2-й мальчик: Масленица – кургузка, После тебя будет грузно! ВЕДУЩАЯ: Люди добрые, хватит горе горевать, блины надо выпекать.(у печи появляется хозяйка, изображает выпечку блинов).Где пекли блины? ДЕТИ: В печи! Ученик из актива музея (слайд 3) РУССКАЯ ПЕЧЬ Вплоть до 13-го века, изба отапливалась разжиганием огня в «очаге», который представлял собой сложенные камни. В указанный период избы не имели устройств для вывода дыма и он выходил в двери, а в более поздний период — в небольшое отверстие проделанное в стене (отопление по «черному», курная изба). К 15-ому веку очаг, представлял собой уже печь, а на рубеже 15 и 16 веков появились устройства для вывода дыма. Первоначально он представлял собой деревянный короб, называемый «боров». С появлением огнеупорного кирпича, печи приобрели трубы, а сами они постепенно приобрели к началу 18-го века тот вид, который сейчас известен как «русская печь».Таким образом, началом появления русских печей можно считать начало 18-го века. Безусловно, одно из основных применений — это приготовление пищи. В печи варили, парили, жарили, запекали и «томили. Для приготовления пищи у хозяйки были чугуны, кувшины, сковороды, рогочи, сковородники, лопата для хлеба (слайд 4, 5). Посуда по большей части изготавливалась из чугуна, однако применялись и глиняные сковороды и горшки. В глиняных кувшинах особенно вкусным получалось жирное топлёное молоко с коричневой пенкой. При печи кроме 3 ухватов и сковородника было ещё 2 кочерги для перемешивания углей и выгребания золы. Отопление. Русская печь располагалась практически в центре комнаты и прогревала её равномерно. На печи был устроен лежак. Рядом с печью традиционно строился в котором хранили домашнюю утварь, а верх его мог являться продолжением лежака. Размеры лежака были различны. Наибольшие позволяли располагаться на печи до 5-6 человек. Высота такого лежака чаще всего позволяла человеку сидеть. Лежак в основном равномерно прогревался по температуры теплого радиатора. Наиболее длинная сторона печи, как правило, являющаяся продолжение стены комнаты, иногда украшалась. Лечение. Прогревались как сверху на печи, изгоняя простудные заболевания, так и в самом горниле. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая её с солью.. И многое другое. Русская печь не только грела и варила, она была неотъемлемой частью жизни русского народа. По печи предсказывали погоду; на ней сушили грибы и ягоды; в печи парились (Россия, Украина, Литва); гадали и ворожили; с печей дети наблюдали за свадьбами старших; с кочергой и помелом сваты за невестой ходили, на печи рождались и умирали. Звучит гармошка, ансамбль исполняет русскую народную песню (Белгородская область) «Блины». Исполнители песни садятся на скамьи. Хозяйка ставит на стол блины, спрашивает: --А как же блины на стол пришли? ДЕТИ: надо хлеб посеять, вырастить, смолотить, смолоть и блинов испечь. ВЕДУЩАЯ: правильно. Сейчас мы послушаем, как молотили наши предки выращенную рожь. Но сначала ее жали серпом. ( слайд 6) Ученик из актива музея: ( слайд 7) молотили скошенную рожь специальной палкой, которая называется цеп (показывает экспонат музея).Она состоит из двух частей: длинной рукоятки и рабочей части, которая ударяет по колосьям. Изделие готовили из орешника, подбирая удобную толщину лещины. Рукоятку и рабочую часть соединяли между собой с помощью полосок кожи. ХОЗЯЙКА: А как же узнать, сколько зерна намолотили? ( слайд 8) Ученик из актива Существовало много мер: коробья, пуз, рогожа, лукно, бочка. В селе Теребрено Красно-Яружского района во время экспедиции мы нашли деревянный ящик овальной формы.Жительница села сказала, что это мера, и нужна она для измерения веса зерна, муки и других сыпучих веществ. ВЕДУЩАЯ: а масло для блинов как делали? ДЕТИ: покупали! Ученик из актива музея: масло русские крестьяне умели бить сами. Именно «бить», из сливок. Хозяйка ставила молоко в чулан на несколько часов. Пока оно стоит, на его поверхности собираются сливки. Хозяйка снимает их в отдельную посуду. Затем берет скалку или «толкушку» и начинает перемешивать сливки вращающими движениями, до тех пор пока не отделится масло. У многих крестьян были маслобойки ( слайд 9) - показывает экспонат музея. Это деревянный ящик, сквозь который проходит стержень с ручкой. Внутри ящика к стержню прикреплены лопасти. Собранные сливки заливают в этот ящик, маслобойку, и начинают крутить ручку. Лопасти перемешивают сливки, «отбивая» таким образом масло. Хозяйка собирает масло, придает ему форму колобка и кладет на хранение. ХОЗЯЙКА: А теперь посмотрите на форму для блинов. Почему она круглая? ДЕТИ: Блины должны быть похожими на солнышко! ХОЗЯЙКА: Правильно! Как называется эта форма? ДЕТИ: Сковорода! ХОЗЯЙКА: Действительно так. Сковорода изготавливалась из чугуна. Преимущество сковород из чугуна — в его свойстве равномерно распределять и долго сохранять тепло. Чугун за счет своей пористой структуры и низкой теплопроводности сравнительно медленно нагревается, но прекрасно сохраняет высокую температуру после нагревания. К тому же чугунная посуда нагревается гораздо сильнее алюминиевой, что необходимо для жарки Пористая структура чугуна позволяет равномерно распределять тепло по всей сковороде, соответственно, блюдо не останется сырым с одной стороны и не подгорит с другой. Главный минус чугунной посуды —значительный вес. Готовое тесто наливали на сковороду половником и ставили в печь с помощью специального сковородника (чапельника) ХОЗЯЙКА: А теперь, ребята, можно и отведать блинов. ( слайд 10) – Кушайте на здоровье! (Все едят блины) 3-й мальчик в сторону собравшихся: А ну ребята кто блинов наелся, силы набрался, Выходи, покажи, похвалися, Силушкой померяйся. Девочки выстраиваются слева и справа зала, мальчики - в центре. «Силовые забавы» (проводит ведущая) 1. Перетягивание каната. Мальчики делятся на две команды, выстраиваются навстречу друг другу колоннами, держась за канат. Середину каната наметить красной лентой и расположить над границей полей команд. По сигналу команды начинают перетягивать противника на свою сторону. Побеждает тот, на чьей стороне окажется красная метка (или вся команда противника). 2.Толкание. (в народе – кулачный бой «кулачки»). Команды выстраиваются друг напротив друга вдоль линии, проведенной на расстоянии 40-50 см позади каждой команды. По сигналу противники упираются друг другу ладонями в ладони. ЦЕЛЬ: столкнуть противника за линию. ВЕДУЩАЯ вручает призы. Девочки приветствуют победителей. 1-я девочка Молодцы – удальцы! Силушку показали, покажите разум! Узнайте у Масленицы, когда хлеб сеять, когда убирать, Когда грибы-ягоды собирать?! Звучат народные приметы о Масленице. ***Какой день Масляны красный, в такой сей пшеницу! ***Ненастье в воскресенье перед Масляной, к урожаю. ***Если на Масляной неделе идет снег, будет хороший урожай гречихи. ВЕДУЩАЯ: Масленица! Ой, правда, ли! Девочка, исполняющая роль Масленицы, стоит рядом с чучелом, отвечает: -Правда, правда. Звучит задорная русская мелодия, группа мальчиков исполняет русский народный танец Сидящие хлопают в ладоши. ВЕДУЩАЯ: Ай, да мальчики! Удальцы! А теперь все в круг…. Музыкальная игра Белгородской обл. «Селезень утку загонял» Играющие выстраиваются в круг. В середине – мальчик и девочка, утка и селезень. В начале мелодии селезень пытается поймать утку. Играющие ему мешают: не пускают из круга или в круг. Играющие движутся по кругу, пританцовывая. Селезень утку загонял Молодой серу загонял Пойдем, утица, домой Пойдем, серая, домой У тебя семеро детей, Восьмой селезень, А девятая сама, Поцелуй разок меня. С последними словами селезень «ловит» утку, они кланяются, становятся в круг. Выбирают других утку и селезня, игра повторяется. 8-я девочка, восклицая, берясь за голову: --- Ой, что было! Что было-то! (играющие садятся на скамьи) Звучит мелодия плясовой «Матаня» Девочки выходят приплясывая, выстраиваются полукругом в передней части зала (ближе к изображению печки), по очереди поют частушки: Начинаю я припевку Чтобы печка разгорелась, Первую начальную. Надо жару поддавать, Я хочу развеселить, Чтобы песня лучше пелась, Публику печальную. Надо пляской помогать. Ох топни, нога, Не смотрите на меня, Топни правенькая Глазки поломаете Я плясать пойду Я не из вашего села Хоть и маленькая. Вы меня не знаете. Мы пропели вам частушки А теперь мы вас попросим, Хорошо ли, плохо ли. Чтобы вы похлопали. ВЕДУЩАЯ: Спасибо, девочки за веселые частушки. А теперь, гости дорогие, усаживайтесь поудобнее. Пришла пора блины есть. Несколько девочек предлагают собравшимся блины, чай, квас. По окончании «трапезы» на середину зала выходят девочка и мальчик, обращаются к Масленице: 9-я девочка: Наша Масленица дорогая Немножечко постояла. Мы думали семь неделеи, А Масленица – семь денечков! 5-й мальчик: Авдотья Изотьевна! Масленица! Обманула нас! На Великий пост Дала редьки хвост! Реплики с места: 10-я девочка (сообщая новость): Масляна неделя В Ростов полетела, На пенёчек села, Оладышек съела, Другой закусила, Домой потрусила! 6-й мальчик: (с сожалением) Да вот Масленица Со двора съежает Кургузая, кургузая Со подворья. Её девушки гостевать оставляют. 11-я девочка, обращаясь к Масленице: Да вот, Масленица: А погостюй недельку! Да, кургузая, А погостюй другую! Девочка, исполняющая роль Масленицы: Да вот, девушки, Я поста боюся! 12-я девочка: Да вот, Масленица, Пост ещё далеко! 7-й мальчик: А, Маслена, Маслена – полизуха! На тарельцы, на тарельцы. 8-й мальчик: А мы свою Маслену провожали Тяжко – важко по ней воздыхали: - Ах, Маслена, Маслена, воротися, До самого Велика дня протянися. Все участники представления выстраиваются в круг, двигаясь карагодом, исполняют попевку «А мы Масленицу прокатили» (Два мальчика берут чучело Масленицы поднимают на плечи и во время пения носят по кругу, пританцовывая. Две девочки устанавливают макет костра в центре круга). По окончании попевки Масленицу устанавливают в середине круга, символически сжигают. Слышатся возгласы: «Масленица, пошли нам хороший урожай!», «Пошли нам достаток!», Присутствующие усаживаются на скамьи. ВЕДУЩАЯ: Мы стали участниками веселого, задорного праздника. Сколько любви вкладывали в него русичи. Он отражает широту и щедрость души русского народа. Мы воочию соприкоснулись с истинно русской традицией, моментом жизни наших предков.узнали о том, как расили хлеб, прежде чем он попадал на стол. Выращивать хлеб очень тяжело. Может поэтому застолье с хлебом такое задорное и широкое. Надеюсь, что в душе каждого из вас загорелся огонек, а может только пока искорка. Я хочу, чтобы они согрели вашу душу, чувства, заставили задуматься о себе, о близких, о нашей Родной земле. (слайд 11) Литература: 1. « Русские народные песни ». Издательство «Правда» 1988 год. 2. « Круглый год » Русский земледельческий календарь. Издательство «Правда» 1991 год. 3. И.И. Веретенников «Белгородские карагоды» Издательство « Везелица » Белгород 1993 год 4. И.И. Веретенников «Народное музыкальное творчество Белгородского края» Издательский дом «В. Шаповалов» Белгород 2000 год. 5. Материалы интернета
Категория: Мои статьи | Добавил: galina (10.09.2015)
Просмотров: 25533 | Комментарии: 2182 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 6071 2 3 ... 60 61 »
607 ThomasNar  
0
<a href=https://satbayev.university/>https://satbayev.university/</a>

606 Grantexalt  
0
Thanks, I've been looking for this for a long time
_________________
<a href="https://sportbetbonus.buzz/olimpkz.html">olimpbet промокод за регистрацию</a>

605 JeffreyMibly  
0
http://www.imglink.ru/show-image.php?id=e504822c8159d16fcfa56d01bb1911a2]

604 JeffreyMibly  
0
http://liveangarsk.ru/auto/news/20150308/sotrudnik-gibdd

603 KevinTep  
0
лечение алкоголизма адрес <a href=https://e-skoraya.kz/>https://e-skoraya.kz/</a>

602 Aldeninace  
0
ларсен л5 ум вес <a href=https://shpuntmaster.ru/>https://shpuntmaster.ru/</a>

601 Roberthet  
0
thanks, interesting read
_________________
<a href="https://sportbetbonus.lol/6390.html">казино онлайн на рубли минимум 1 руб</a>

600 richardlinia  
0
Охотно принимаю. Интересная тема, приму участие.
<a href=https://mailsco.online/>это mailsco online</a>

599 DavidblumE  
0
Best Places for After-Hour Alcohol Near Me - <a href=https://after-hour-alcohol-near-me.netlify.app>after-hour-alcohol-near-me.netlify.app</a>

598 Jamesfum  
0
24 Hour Alcohol Delivery Brampton – Discover Quick And Reliable Alcohol Delivery Services In Brampton - <a href=https://alcoholdeliverybrampton24hour.wordpress.com>https://alcoholdeliverybrampton24hour.wordpress.com</a>

1-10 11-20 21-30 ... 591-600 601-607
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz