Пятница, 03.05.2024, 02:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Попова Галина Григорьевна - учитель начальных классов

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2013 » Декабрь » 31 » Формирование учебных действий младших школьников
11:07
Формирование учебных действий младших школьников

Формирование учебных действий младших школьников

Попова Г.Г.

 учитель  начальных классов

 МОУ «СОШ № 40» г.Белгорода

 

         Начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребенка, начинается систематическое обучение  в образованном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус, увеличивается потребность в самовыражении.   Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. Это касается в первую очередь сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. В настоящее время главной задачей начального образования является формирование системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

 Особенностью  содержания современного начального образования является не только формирование умений запоминать и воспроизвести, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности.  Уровень сформированности учебных действий зависит  от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, творческой, эстетической и коммуникативной деятельности школьников.

         Это и определило необходимость выделить в программах  не только содержание знаний, но и содержание видов деятельности.  Федеральный  образовательный стандарт дает перечень общеучебных умений, навыков, способов действий:

- наблюдение объектов и явлений окружающего мира.-

устное описание по результатам наблюдений сравнение объектов.

обучение искусству делать  владение.

-первоначальными умениями поиска, передач, преобразование и хранение информации.

-поиск необходимой информации в словарях… и пр. Проще говоря, каждый ученик должен овладеть универсальными учебными действиями. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий включают:  

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;  

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;   обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер;  реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия   обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Представим познавательные учебные действия, которые  

включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. Рассмотрим универсальные логические действия. Они включают в себя:- анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, 

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

.

 

         Окружающий мир. 1класс Тема урока:»Что у нас под ногами?»(фрагмент)

У.- Ребята, у вас на партах камешки, собранные во время прогулки. Разложите

их на группы по форме.

     (Ученики выполняют задание.)

У.- Сколько групп получилось? Какие?

     (Ученики отвечают, описывая форму камешков каждой группы)

У. – Разложите камешки по цвету.

    (Ученики выполняют задание)

У. – Какого цвета камешки в разных группах?

    (Ученики описывают цвет камней каждой группы.)

У. – Разложите камешки по размеру.

     (Дети раскладывают камешки по принципу: большие, средние, маленькие.)

У. – А теперь посмотрите на камни, найденные учёными: гранит, кремень, известняк (учитель демонстрирует камни) – найдите среди своих такие же.

Обоснуйте сходство камней.

Что произошло в данной части урока?

 -- Ученики сравнили свои камни по форме, цвету, размеру, разделили их на группы. Только после этого они сравнили их с образцом учителя. При изучении тем «Что растёт на подоконнике?» и «Что растёт на клумбе?» большое внимание уделяется развитию логических учебных действий. На первом ученики называют комнатные растения, которые выращивают дома, в классе. Учитель обращает внимание учащихся :

--Какое время года на дворе? (Осень.- отвечают дети)

--Какие листья на деревьях? (Они пожелтели.)

--Какие листья у комнатных растений?(Они зелёные и всегда будут такими.)

  На следующем уроке рассматриваются растения клумбы. Учитель просит составить словесное описание : листья потускнели, пожухли, стебель у многих переломился; цветы завяли, опали, а на их месте образовались семена. А как появились эти цветы на клумбе?- спрашивает учитель.

--Их посадили весной.- отвечают ученики.

--Долго живут растения клумбы?  - С весны до осени.- вспоминают дети.

Далее учитель предлагает учащимся найти сходство и различия комнатных растений и растений клумбы.

 Таким образом, произведено несколько мелких операций, позволяющих сделать обобщение и выводы, формировать логическое универсальное действие. Каждое учебное действие – это несколько операций, практических  шагов. Выбор операций, шагов, их количество зависит от индивидуальных особенностях ученика. Об   этом  говорит   В.В.Давыдов. 

   Неусвоенность одной  операции,   казалось бы незначительная, влечет неусвоенность  всего учебного умения, которое зависит не столько  от количества упражнений, сколько от глубины работы над ними. Учителю важно определить  ту самую глубину, т.е. количество операций при выполнении учебного действия.

 При изучении курса «Окружающий мир» на каждом уроке происходит формирование универсальных учебных действий.

 

 Учителю важно  найти связующую нить всех специфических умений и помочь ученику сформировать алгоритм (самостоятельной) работы,  т.е. овладеть   определенным учебным действием.

 

 

 

Литература:

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2 частях.

Ч. 1,Москва «Просвещение» 2010

Т.Е.Соколова «Информационно-поисковые умения» Изд.»Учебная литература» 2008

Презентация «Учебные умения»

Просмотров: 1213 | Добавил: galina | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 FishNemy  
0
FISH-EMPIRE.NET - интернет игра с выводом денег. Запуск проекта 31.03.2014.

Для регистрации перейдите по ссылке: http://fish-empire.net/

Наши Приемущества: Видимая статистика - Вы всегда будете в курсе о настоящим положении золота в игре. В игре нет никаких ограничений для выручки золота.

Выгодное сотрудничество - Вы можете многократно увеличить свои вклады. Мы предлагаем от 30% до 100% в месяц.

Рост капитала системы - за счет влива денег на рекламу и приглашения в проект новых участников - участниками, участвующих по партнерской програме. Быстрая помощь на дружественном форуме. Не забываемая атмосфера и ещё разнообразие разных приемуществ.

Об Игре: FISH-EMPIRE.NET - интернет игра с выводом денег. Окунитесь в атмосферу экономической онлайн игры и возведите свою Рыбную Империю, которая всегда будет приносить Вам реальные средства.

В этой игре Вам предстоит приобретать всяких рыб. Любая рыба производит икру, которую можно обменять на золото. Золото можно выручить за настоящие средства и снять из проекта на свои электронные кошельки.

Любые рыбы мечут условное кол-во икры, чем они дороже, тем икры мечут больше. Вы можете покупать любое их количество, у рыб нет срока годности, они никуда не исчезнут и будут метать Вам икру всегда. Сбор икры осуществляется без потерь и препятствий по срокам.

Начинай Играть: Начать играть можно без затрат. При регистрации мы дарим Всем Щуку. Ежедневные бонусы, лотерея, конкурсы, акции. Так же есть реферальная програма. Призывайте в проект своих друзей и близких.

За каждое пополнение баланса партнерами, Вы будете получать 30% от суммы их инвестиций. Авто - ввод в проект и вывод денег на Ваш электронный кошелек. Мизерная минималка на Payeer, всего 3 RUB. Ваша Рыбная Империя будет приносить прибыль каждый день.

Курс игрового инвентаря: 100 гр. икры = 1 гр. золота. 100 гр. золота = 1 RUB.

Рыбы-------------------Стоимость----------------Доход в день-----------Окупаемость
Щука--------------------90 RUB--------------------1 RUB--------------------90 дней
Минтай-----------------270 RUB------------------3,6 RUB--------------------75 дней
Лосось-----------------810 RUB------------------13,5 RUB-------------------60 дней
Осетр------------------2430 RUB-----------------54 RUB---------------------45 дней
Белуга-----------------7290 RUB-----------------243 RUB--------------------30 дней

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz